Ситуация в России с газомоторной программой в 2017 году

Последние годы процесс перехода автотранспорта на газомоторное топливо (ГМТ) откровенно буксовал. Владельцы авто списывали все на отсутствие нормальной заправочной инфраструктуры, строители АГНКС – на низкие темпы выпуска новой техники и недостаточную загрузку уже работающих заправок (загруженность менее чем на треть), производители – на спрос со стороны потребителей и отсутствие господдержки. Но в 2016 году здесь наметились перемены, и 2017й год уже обещает если не разорвать замкнутый круг, то создать к этому серьезные предпосылки.

АГНКС Газпром

Сегодня в России парк автомобилей, работающих на природном газе, составляет около 144,000 единиц. С 2012 года автопроизводители вывели на российский рынок около 11000 техники на ГМТ и 4077 единиц – в 2016 году.

Лидерами продаж являются ГАЗ и КАМАЗ. С ними соперничают УАЗ, Volgabus, Агромашхолдинг, МАЗ, Scania, Iveco. В 2017 году АВТОВАЗ планирует начать серийное производство Lada Vesta CNG.

Как сообщили в компании “Газпром газомоторное топливо”, сегмент коммерческого транспорта очень перспективен для рынка. Например, в Ленинградской области компания “Питеравто” эксплуатирует около 150 автобусов на природном газе. В Саратове летом 2016 года начала работу служба такси “Метро”, в парке которой 200 автомобилей Skoda Rapid с установленным газобаллонным оборудованием. Компания “ХАВИ Логистикс Россия”, которая доставляет продукты в сеть известных ресторанов, успешно использует природный газ в качестве моторного топлива. Газомоторная техника обслуживает рестораны Москвы, Московской области, Твери, Вышнего Волочка, Троицка, Калуги, Орла, Курска, Белгорода, Тулы, Смоленска. Возможно, скоро на газ перейдут автомобили “Почты России” и Х5-Retail Group.

По данным минэнерго, в прошлом году в стране построили 44 новых заправки. Всего их в России – 314. 254 из них принадлежит “Газпрому”, еще 60 – независимым участникам. Объем реализации природного газа в качестве моторного топлива в 2016 году – 535 млн м3.

“Загрузка существующей сети АГНКС Группы “Газпром” в 2016 году составила 21%. Инфраструктурный потенциал сети позволяет загрузить станции еще на 60%. Динамика ввода газомоторной техники недостаточна для обеспечения загрузки существующих и вводимых в эксплуатацию АГНКС. Ежегодный прирост парка техники, работающей на природном газе, должен составлять не менее 25000-30000 единиц”,

– сообщили в компании “Газпром газомоторное топливо”.

По словам Евгения Пронина, директора по газомоторной технике и диверсификации компании “КАМАЗ”, в последние годы произошли значительные сдвиги в процессе перехода на ГМТ.

На комплексе по сжижению природного газа в Первоуральске
На комплексе по сжижению природного газа в Первоуральске

“Развивается газозаправочная инфраструктура, совершенствуется нормативно-правовая база в области эксплуатации ГМТ, расширяется модельный ряд – только у КАМАЗа насчитывается около 100 моделей и модификаций автотехники на компримированном природном газе, наметился переход на использование в качестве моторного топлива сжиженного природного газа. Например, КАМАЗ первый из отечественных автопроизводителей сертифицировал две модели на СПГ. С 2016 года отечественные производители легкового автотранспорта приступили к изготовлению ГМТ-авто, в том числе и в коммерческом сегменте: такси, развозные автомобили. Это будет способствовать развитию газомоторного рынка в России”,

– говорит Пронин.

Иван Папазов, руководитель направления техники на газомоторном топливе “Скания-Русь”, рассказывает, что заметил у своих клиентов рост интереса к газу, особенно на волне последних кризисных лет. Эксперт связывает это с тем, что в непростых экономических условиях предприниматели стараются сократить эксплуатационные расходы, и малый бизнес, и крупные компании. Они стали задумываться о переводе хотя бы части автопарка на газ.

“Мы проанализировали показатели первого газового автомобиля Scania в России и выяснили, что при пробеге 190,000 километров экономия составляет около 900,000 рублей”,

– говорит Папазов.

Стоимость природного газа в 2,5-3 раза дешевле жидкомоторных видов топлива. Средняя стоимость 1 м3 природного газа в России составляет 13 рублей. В 2016 году реализовано 535 миллионов кубометров природного газа в качестве моторного топлива.

Благодаря чистому составу этого топлива износ двигателя уменьшается на 35-44%. При сгорании природный газ не образует отложений в двигателе и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение. При сгорании газовой смеси выделяется больше тепла, 
что увеличивает 
температурную нагрузку 
на двигатель.

“С одной стороны, при сгорании ГМТ не образуется смолистых отложений на деталях, так как газ практически не содержит сернистых соединений, что увеличивает срок работы масла. Отсутствие агрессивных соединений в продуктах сгорания позволяет применять продукты с меньшим содержанием сульфатной золы. Отмечу, что газовые двигатели более чувствительны к образованию зольных отложений в камере сгорания, поэтому сульфатная зольность масел для газовых двигателей имеет более низкие значения. Можно предположить, что отсутствие сернистых и агрессивных соединений позволит увеличить интервал замены. Но при этом не стоит забывать, что интервал замены масла устанавливает производитель (например, до 30000 километров, по допуску MAN M 3271). С другой стороны, в продуктах сгорания газовоздушных смесей может содержаться больше воды и могут возникать проблемы водостойкости моторных масел. При сгорании газовой смеси выделяется больше тепла, чем при сгорании бензина и дизеля, что увеличивает температурную нагрузку на двигатель и масло. При этом последние подвергаются большему окислению, что ускоряет процесс их старения – это накладывает дополнительные требования к их стабильности”.

– говорит Анатолий Федоров, технический специалист компании “Тотал Восток”.

Передвижной автомобильный газовый заправщик, ПАГЗ
Передвижной автомобильный газовый заправщик (ПАГЗ)

Владислав Фадеев, президент группы компаний FKKGroup, считает, что как минимум в течение 30 лет альтернативы метану не будет:

“США, озадаченные грядущим энергетическим кризисом, выделяют многомиллиардные бюджеты на разработку альтернативных видов топлива. Но кто будет свободно тратить каждые два года приблизительно по 5 миллионов рублей на содержание экологичного электротранспорта? Пока революционных инноваций не предвидится. Единственной альтернативой бензину будет метан. Даже при давлении государственных нормативов на рынок сегмент ГМТ будет активно развиваться в России”.

Ну и ложка дегтя. Одно из препятствий развитию рынка ГМТ – нелегальные заправки.

“Интернет наполнен сообщениями о взрывах метана. И это не потому, что такой газ, а потому, что его неправильно заправляют. Безграмотность людей и их желание сэкономить приводят к несчастным случаям. Люди заправляют свои автомобили в собственных гаражах. Они используют компрессоры для дайвинга, в которых нет охлаждающей системы. Такие баллоны служат 2-3 года и затем взрываются. Получить в домашних условиях безопасное топливо невозможно! За охлажденным газом надо отправляться на официальную заправку, а газовый баллон в автомобиль нужно ставить качественный”,

– говорит Артур Казарян, технический директор Efiqual Argentina.

Динамика ввода 
газомоторной техники 
недостаточна 
для обеспечения загрузки существующих заправок. По мнению эксперта, дополнительные неудобства по переводу ТС на газовое топливо создает регистрация автомобилей с газовым оборудованием в ГИБДД.

“После установки оборудования каждый водитель должен регистрировать факт перехода на ГМТ. Разрешение об эксплуатации такого автомобиля действует от 1 до 4 лет. Услуга платная. Каждый год по истечении гарантийного срока водитель обязан проходить регистрацию заново. Отсутствие в техпаспорте отметки об использовании метана штрафуется. Для сравнения: во всем цивилизованном мире, если водитель ездит на метане, он ставит об этом отметку на заднее стекло. И все”,

– отметил Артур Казарян.

Источник:
http://rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *