Природный газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты. К тому же он имеет целый ряд преимуществ по сравнению с нефтью и продуктами ее переработки. Главным таким преимуществом является высокая экологичность.
Мировой рынок газобаллонных автомобилей стремительно развивается. Число транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, превысило 13 миллионов. Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 г. 50 млн единиц, а к 2030 г. — более 100 млн единиц. Идет процесс формирования соответствующей нормативно-правовой базы. По состоянию на конец 2010 года в мире действовало более 18 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС); спрос на компримированный природный газ (КПГ) за 2010 г. вырос на 20%.
Такое бурное развитие этого направления вполне объяснимо — в настоящее время из всех массово используемых моторных топлив и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие — вдвое.
Что можно сделать из природного газа
В России использование природного газа в качестве моторного топлива является одним из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса.
«Газпром», являясь лидером газомоторного рынка России, активно работает над развитием в стране газомоторного сегмента автотранспорта. Компания сотрудничает с поставщиками газозаправочного оборудования, с органами государственного и муниципального управления, экономическими и научными центрами, международными организациями и зарубежными партнерами, создает новые объекты инфраструктуры в разных регионах страны.
В настоящее время российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается более чем в 86 тысяч единиц. Спрос на КПГ в 2010 г. составил 345 млн кубометров.
В 60 регионах Российской Федерации действуют 255 АГНКС, из которых 206 находятся в собственности «Газпрома». Наибольшее по стране потребление КПГ отмечается в Ставропольском и Краснодарском краях, Свердловской, Челябинской и Ростовской областях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
Динамика реализации КПГ в Российской Федерации, 2000–2010 гг.
В 2007 году в «Газпроме» утверждена «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы». Программа предусматривает ввод в действие как минимум 200 АГНКС в различных регионах России и увеличение мощности газозаправочной сети до 2,6 млрд куб. м в год, что позволит к 2015 г. обеспечить рост численности автотранспорта и сельхозтехники, заправляемых КПГ, более чем на 50 тысяч единиц. Ежегодная продажа КПГ в России должна увеличиться до 700 млн куб. м. Это приведет к сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу более чем на 1 млн тонн в CO2-эквиваленте.
В целях популяризации своих инициатив по внедрению газомоторного топлива, «Газпром» совместно с Некоммерческим партнерством «Национальная газомоторная ассоциация» ежегодно проводит специализированную выставку GasSUF, Международную научно-практическую конференцию «Газ в моторах» и автопробег «Голубой коридор».
В 2008 году первый «Голубой коридор» стартовал в Санкт-Петербурге, прошел через Великий Новгород, Тверь и завершился в Москве. В 2009 году маршрут автопробега проходил от Ростова-на-Дону через Краснодар и Новороссийск до Сочи. В 2010 году участники «Голубого коридора» стартовали в Москве, проехали через Рязань, Пензу, Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Казань и финишировали в Нижнем Новгороде. Маршрут «Голубого коридора — 2011» насчитывал 11 городов: Екатеринбург — Челябинск — Уфа — Оренбург — Самара — Саратов — Волгоград — Воронеж — Тамбов — Тула — Москва. Длился он больше двух недель — с 19 октября по 2 ноября. Его протяженность составила около 3600 километров. На сегодняшний день это самый длинный автопробег из всех, проведенных «Газпромом».
Главная особенность «Голубых коридоров» в участии машин исключительно заводского изготовления. В отличие от аналогичных мероприятий времен СССР, в которых, прежде всего, участвовали переоборудованные машины. Идея проведения автопробегов проста и вместе с тем эффективна. По данным «Газпрома», в тех городах и регионах, по которым «Голубой коридор» проходил в предыдущие годы, рост объемов продаж газомоторного топлива через некоторое время доходил до 17%.
«Ё-мобиль»
В декабре 2011 года на территории центрального офиса ОАО «Газпром» состоялась презентация первых российских гибридных автомобилей: «ё-концепта» и спортивного «ё-кроссовера».
Собравшимся были продемонстрированы особенности устройства «ё-мобилей», а также инновационные технические решения, которые были применены при их разработке. Главной особенностью «ё-мобиля» является наличие гибридной силовой установки (двигатель внутреннего сгорания и генератор). При этом двигатель внутреннего сгорания может работать как на бензине, так и на природном газе.
«Газпром» поддерживает проект создания «ё-мобиля» и выступит генеральным спонсором спортивной команды «ё».
Для компании это интересно с точки зрения развития рынка газомоторного топлива, а также использования газа для производства композитных материалов, применяющихся при создании этого автомобиля. Не менее важны и экологические преимущества. Выхлопы двигателя, работающего на газе, по основным загрязняющим показателям в разы меньше, чем бензинового.
Источник:
http://www.gazprom.ru/nature/gas-fuel/