Еще в конце июля 2014 группа компаний “Газойл” объявила об открытии своей первой в Алтайском крае АГЗС, где можно заправиться метаном. На сегодня это самый дешевый вид топлива для автомобильного транспорта. Эксперты не сомневаются, что метан в регионе будет востребован, но не приходят к единому мнению о том, как быстро он станет популярным. Пока же “Газойл” и автомобилисты только присматриваются друг к другу: первые изучают спрос, вторые ждут развития инфраструктуры.
Новая метановая заправка региона появилась в Барнауле. На ней же можно заправиться и привычным сжиженным углеводородным газом (СУГ) — смесью бутана и пропана. На ней ездит практически весь газовый транспорт региона. Машин, которые ездят на метане, компримированном природном газе (КПГ), пока единицы.
Разница между СУГ и КПГ (метаном) в том, что первый — продукт нефтепереработки, хранится и перевозится в сжиженном виде. В регион его доставляют цистернами. Метан же по сути — это привычный нам природный газ. Он на заправку поступает по газопроводу, что сокращает транспортные издержки. Как результат СУГ для потребителя стоит 17,5 рубля за кубометр, а метан — всего 10.
Из-за громоздкости баллонов метановое газобаллонное оборудование (ГБО) редко ставят на легковые автомобили. Впрочем, многие таксисты да и другие работающие на автомобилях люди такое оборудование все же устанавливают. В основном на этом топливе ходят грузовики и автобусы. В Республике Алтай ездит около сотни “пазиков” с метановыми баллонами на крыше. Развита эта технология и в Томской области, где есть три метановых АГНКС.
“Строительство таких заправок — дело сложное и дорогостоящее. Есть планы по созданию целой сети таких заправок, но сперва предстоит оценить потребность в них”
— отмечает Андрей Катаев, технический директор компании “Алтайкрайгазсервис”, строившей станцию на пр. Космонавтов в качестве подрядчика, не называя при этом суммы контракта.
А активность потенциальных потребителей, в свою очередь, будет определяться уровнем развития инфраструктуры, уверен Дмитрий Коровин, начальник краевого транспортного управления. Он напоминает, что в прошлом году премьер-министр Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым к 2020 году до 50% парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники в крупных городах должно быть переведено на газомоторное топливо.
“Перспективы есть, особенно по части перевода на метан бензинового транспорта. Но у нас много дизельной техники, а здесь экономия слабая”,
— говорит Коровин.
На дизельные автомобили пропан-бутановое газовое оборудование не ставится в принципе, метан же приводить в движение дизельные моторы способен. Но в таком случае двигатель работает на смеси дизеля и газа в соотношении примерно 50:50. То есть экономии наполовину меньше, чем с бензиновыми агрегатами.
Но это смущает не всех. Барнаульский автобусный перевозчик Олег Бесчастный уже договорился с “Газойлом” о том, что те поставят на один из его дизельных ПАЗов метановое ГБО (пока такую услугу предоставляют только они).
“Попробуем, обкатаем, посмотрим расход, срок окупаемости. Даже если он будет около шести – восьми месяцев, я готов перевести на метан остальные машины. В дальнейшем планирую купить еще около 20 автобусов и уже веду переговоры с конструкторами завода, чтобы они установили газовое оборудование на нужную мне модель. Так что в метане я очень заинтересован, вижу в нем огромное число плюсов. Единственное, что смущает, — заправка пока только одна”
— говорит г-н Бесчастный.
По словам Бесчастного, коллеги по городским перевозкам его энтузиазм насчет метана не разделяют:
“Говорят: “Будет нормально — попробуем”. Особо не рвутся. Я объясняю это тем, что большинство из них всегда ездили на дизеле, никогда с газом дела не имели. А я прошел это. На “Газелях” 406-й двигатель очень требователен к качеству бензина и масла. Из-за этого у нас постоянно летели гидрокомпенсаторы и гидронатяжители. Перешли на газ — масло чистое, никаких проблем!”
Особого интереса к метану отрасль пока не проявляет, подтверждает Дмитрий Коровин. “Известны два-три случая взрывов метановых баллонов на транспорте. Многие еще и поэтому настороженно относятся”, — добавляет он. Производители оборудования и продавцы газа утверждают, что метан возгорается хуже бензина или пропана, а современные баллоны весьма ударостойки.
“Раньше и бензина боялись. Но от прогресса не уйдешь. А если не соблюдать требования безопасности, то все опасно. То, что здесь метан будет востребован, — никаких сомнений в этом нет. В Томске две заправки, и там огромные очереди. Автобусы простаивают, чтобы заправиться. То есть спросом метан пользуется. Я думаю, что и у нас долго ждать не нужно будет, перевозчики откликнутся на это предложение”
— рассуждает Алексей Богданов, президент ассоциации “Автомобильные перевозчики Алтая”. Он приводит расчет: в себестоимости перевозок 40% составляет топливо. Газ стоит в два-три раза дешевле, то есть, по самым грубым подсчетам, себестоимость при переходе на метан сократится на 20%.
“Эта АГЗС будет лишь первым шагом на перспективу, но массового перехода на метан в ближайшее время не будет. На то есть целый комплекс проблем. Перевозчикам надо обновлять автопарк — не ставить же оборудование на старье, а это так быстро не делается. Кроме того, последние пять лет газ растет в цене в два раза быстрее бензина. Да и отсутствие сети станций тоже будет сдерживать развитие”
— считает Николай Долженко, исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула.
Как говорят в “Газойле”, в планах компании — открыть в дальнейшем еще как минимум две метановые заправки — в Бийске и Барнауле, на Павловском тракте. Но о сроках пока ничего не сообщается.
Из отзыва владельца переоборудованной под метан “Газели” (источник: drive2.ru):
“До перехода на метан машина на бензине кушала 18,8 литра (смешанный режим). Итого 400 км обошлись бы мне около 2000 рублей. На метане они же мне обходятся в 500 рублей максимум. С каждой заправки я экономлю 1500 рублей.”
Около 20 млн. автомобилей на сегодня способны ездить на газе. Это 2% от мирового автопарка. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году их число вырастет до 50 млн.
Источник:
http://auto.altapress.ru/story/140549