Что такое эжектор многие уже наверное забыли, поэтому попытаюсь напомнить. Если по трубопроводу двигается некая среда (газ, жидкость, суспензия – всеравно) и на пути этой среды появляется препятствие, то непосредственно за препятствием образуется зона разряжения. Если трубу сузить и тут же расширить до первоначальных размеров (сделать искусственное препятствие по внутренней окружности трубы), а в зоне разряжения врезать штуцера, через которые подвести другую среду, которая будет в состоянии всасываться образованным разряжением, то мы получим эжекторный насос или попросту говоря эжектор.
Что такое инжектор наверное уже знают все автомобилисты, грубо говоря на подачу топлива устанавливаются дополнительные электроклапана (форсунки, про распыление я опускаю) и подача топлива происходит дозировано и в строго определенное, рассчитанное контроллером или определяемое механическим приводом время. Иными словами инжектор – это впрыск, а количество впрыскиваемого топлива не зависит от количества воздуха и это есть основное отличие инжекторной подачи топлива от карбюраторной и эжекторной.
Какими были системы ГБО первого поколения я могу себе только представить, т.к. живьем их ни разу не видел, но поскольку ставились они на карбюраторные двигатели, то о впрыске в те времена никто не помышлял, соответственно это были эжекторные системы, в состав которых входил баллон, запорный клапан, клапан-отсекатель бензина, редуктор и собственно сам эжектор. Классическая схема установки эжектора – это когда он ставится на воздушном фланце (входе) карбюратора. Естественно эжектирующая среда в данном случае воздух, а эжектируемая – газ. Отчасти эжектор похож на карбюратор, но всетаки в карбюраторе дозирование топлива более точно, это и поплавковая камера и жиклеры и винты-дозаторы, сама же по себе “конфорка” эжектора достаточно унификальна (не универсальна, а от “унификация”), к примеру установщики эжекторного ГБО говорили мне (когда я проявил интерес хватит ли расхода газа на мой 1,6 двигатель при поставленной “конфорке”) “мы такие же конфорки ставим на Волги с двигателями 2,4…”. Дозирование же осуществляется регулировками редуктора, а мгновенный расход газа пропорционален расходу воздуха (чем выше расход воздуха – тем выше разряжение в эжекторе). Дальнейшее развитие ГБО первого поколения и его преобразование в ГБО второго поколения связано с модификацией как самого газового оборудования, так и с навешиванием
дополнительных фичей. Двигателестроение развивается, появляются инжекторные системы с Engine Control Unit (ECU), а попросту говоря – бортовой компьютер или контроллер двигателя. ECU жестко контролирует (естественно не только) лямбдазонд и работу форсунок и чуть-чего сразу выдает ошибку и переходит в аварийный режим работы. Бензиновые форсунки, при работе на газе, нужно отключать, при этом ECU должен думать, что он управляет форсунками – рождается эмулятор форсунок, дабы, при работе на газе не “раздражать” ECU. ECU следит за показанием лямбда-датчика и по этим показаниям принимает решения о обогащении или обеднении смеси, рассчитывая на адекватную реакцию двигателя и опять же контролируя свою работу по тем же показаниям лямбды.., но форсунки отключены, топливо поступает через эжектор, а не через форсунки, а ECU только думает, что управляет двигателем, соответственно не видя адекватной реакции лямбдазонда на свои действия ECU делает вывод о неисправности лямбды – ошибка, аварийный режим – рождается эмулятор лямбда-зонда. С точки зрения мощности, расхода и пр. параметров эти эмуляторы бесполезны, но тем немение они уже необходимы. У следующих фич более прогрессивное назначение, во-первых это управление редуктором в зависимости от разряжения во впускном коллекторе, ну и во-вторых дозирование газа в зависимости от реальных показаний лямбды, при помощи шагового двигателя (не вникал, описать тонкостей процесса не могу), насколько я слышал, фича довольно эффективная, появилась возможность
влиять на расход и динамику, при этом не сжигать кучу газа в пустую. В совокупности фич и эмуляторов система довольно сильно усложнилась, а для обратной связи по лямбде уже нужен какой-никакой, а контроллер,
поэтому полный набор эжекторных фичей по цене приближается к впрысковым системам, “стандартный” (то, что сейчас в подавляющем большинстве ставят на инжекторные машины) же комплект эжекторного ГБО включает в
себя только эмуляторы лябды и бензофорсунок. При этом украинские установщики (кто специально, а кто по незнанию) используют интересный маркетинговый ход, на грабли которого я наступил в мае прошлого года,
этот “стандартный” комплект они называют ГБО третьего поколения! НЕ ВЕРЬТЕ! Третье поколение – это уже впрыск газа!
Преимущества эжектороного ГБО только в экономии денег на топливе и установке, если повезет, то при адекватном расходе газа сохранится бензиновая динамика.
Как правило по сравнению с бензином расход газа составляет плюс 10-20%, потеря мощности в пределах 10-15-20% так же считается вполне нормальным результатом. Совершенно счастливые обладатели эжекторных систем не теряют ни расхода, ни динамики, но как правило – это уже исключения, хотя стоит признать – они случаются! В общем, если ваша главная цель является экономия средств, то эжекторное ГБО вполне приемлемый выбор.
Недостатки:
Основные недостатки это потеря мощности и тяжелый контроль над расходом газа, в любом случае расход газа в эжекторных системах пропорционален расходу воздуха, всяческие усовершенствования только вносят корректирующие коэффициенты.
Поскольку смесеобразование происходит во впускном коллекторе, то практически весь коллектор, за эжектором заполнен взрывоопасной смесью, любая искра или прорыв горячих газов через впускной клапан (часто из-за позднего зажигания) приводит к т.н. “хлопку” – возгоранию смеси внутри коллектора с реактивной струей в сторону воздушного фильтра. Для защиты фильтра ставят т.н. “антихлоп” – металлическая мембранка, подпружиненная так, чтобы ее спокойно поднимал воздушный поток от воздушного фильтра и закрывало давление хлопка, изнутри “конфорки” наружу предусматривают каналы, которые отводят
избыточное давление в подкапотное пространство (Ух! не приведи Господь там бензинчик подтекает!), в рабочем положении эти каналы закрыты эластичным резиновым кольцом. Все бы ничего, если стоит “антихлоп” и он выдержит давление – фильтр и расходомер воздуха не пострадают, гораздо хуже, если производитель авто сэкономил на металле и не рассчитав на установку эжекторного ГБО с возможностью хлопка – сделал впускной
коллектор из пластика, пластиковые коллекторы разлетаются от первого же хлопка, поэтому ни один грамотный установщик не предложит ставить на такие машины эжекторное ГБО.