Скорость сгорания меньше, температуры выше – но сгорает чище, следовательно, отложений меньше. А ведь это как раз те параметры, которые влияют на выбор как минимум калильного числа свечей! Так можно ли там использовать обычные свечи, как для бензинового мотора? И есть ли вообще в природе специальные, «газовые»?
Германию представляет комплект платиновых свечей Bosch Platinum WR7DP, Чехию – Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Японии в конкурсе будут защищать два комплекта разных фирм – иридиевые NGK LPG LaserLine N2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Критерий отбора беспроигрышный: все эти комплекты рекомендуют для использования на газовых двигателях сами фирмы-производители на своих сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заведомо хорошие свечи BERU 14R-7DU из Франции, которые, однако, ориентированы только на бензин и не снабжены четкой рекомендацией к использованию на «голубом» топливе.
Испытания подогнали под принцип битопливности – газ/бензин. Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на двигателе ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: в одних и тех же режимах – от минимальных оборотов холостого хода до больших нагрузок – с каждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность. Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газа – перегрев мотора!
Все замеры проводили дважды – при нормальном напряжении питания бортовой сети и при пониженном (9 В). Тем самым моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, а ехать надо), так и сильная изношенность свечей, когда интенсивность искрообразования резко понижена.
Даже на бензине разница между свечами есть, и заметная. Причем по сравнению с классическими одноэлектродками экзотика с электродами из металлов группы платиновых (к ним относится и иридий) выигрывает по всем статьям. Лидерами, как и ожидалось, стали «японцы». Мощности добавили мотору немного – до 2%, зато бензина сэкономили около 5%.
Температурные модели свечей BERU 14R-7DU и Denso IW20 при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин (внешняя скоростная характеристика, двигатель ВАЗ-21083). Так растет температура в выпускной трубе двигателя при переходе на газ.
На газе преимущества этих свечей проявились еще ярче. Тут заметнее и прирост мощности – до 6%, и экономия топлива – аж до 7,5%. Но самое интересное произошло с токсичностью. Существенное улучшение качества сгорания, давшее снижение СО и СН, было компенсировано увеличением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания растут, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл лишь усугубил картину.
Изменение показателей двигателя, % относительно параметров полученных на комплекте свеч BERU | Мощность | Расход топлива | CO | CH | NOx |
На бензине | |||||
Denso IW20 | 1,87 | -5,68 | -6,04 | -7,92 | -3,03 |
NGK LPG LaserLine N2 | 2,33 | -5,72 | -8,07 | -6,81 | 2,52 |
Bosch Platinum WR7DP | 0,75 | -3,03 | -3,30 | -8,34 | -2,69 |
Brisk LPG LR15YS Silver | 0,84 | -2,58 | -5,31 | -3,40 | -1,93 |
Plazmоfor Super GAZ | -0,99 | 0,84 | -0,28 | 3,23 | -5,43 |
На газе | |||||
Denso IW20 | 6,00 | -7,81 | -13,97 | -19,67 | 10,80 |
NGK LPG LaserLine N2 | 5,84 | -7,43 | -15,24 | -13,73 | 5,80 |
Bosch Platinum WR7DP | 3,46 | -6,00 | -5,78 | -21,33 | 6,18 |
Brisk LPG LR15YS Silver | 4,50 | -5,10 | -11,26 | -8,53 | -0,88 |
Plazmоfor Super GAZ | -0,35 | 1,09 | 5,21 | -2,11 | -15,16 |
Аварийный режим, на газе | |||||
Denso IW20 | 12,11 | -12,39 | -24,56 | -13,49 | 29,24 |
NGK LPG LaserLine N2 | 10,57 | -10,41 | -23,48 | -17,73 | 25,62 |
Bosch Platinum WR7DP | 10,29 | -10,41 | -21,33 | -20,75 | 22,18 |
Brisk LPG LR15YS Silver | 7,81 | -7,57 | -17,23 | -13,28 | 28,07 |
Plazmоfor Super GAZ | -1,25 | 1,63 | 16,45 | -3,53 | -6,71 |
Почему? Потому, что скорость сгорания газового топлива значительно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной смеси. Потому-то платиновые и иридиевые свечи с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обычные.
Вы видели, как раскаляется выпуск при хороших нагрузочных режимах? Нелегко приходится стендовому мотору! При работе на бензине подобная картина наблюдается при раскрутке выше 4800 об/мин, а вот на газе – уже с 4000 об/мин. Меньшая скорость сгорания заставляет смесь полыхать практически до открытия выпускных клапанов. Температуры деталей двигателя растут, а вместе с ними и температуры свечей зажигания.
Наложение друг на друга температурных графиков для одного и того же комплекта свечей при работе на газе и на бензине показывает, что газовое топливо добавляет и без того горячей трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Слишком малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями – продуктами неполного сгорания топлива и масла. Высокие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению топлива. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая горячая деталь в цилиндре – изолятор свечи.
Вот здесь-то в очередной раз проявляются преимущества свечей с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато – на сей случай придуманы расчетные методы моделирования. Так вот, температура центрального электрода иридиевой свечи с тонким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обычной свечи. Почему? Площадь нагрева тонкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава значительно выше, чем у стали обычного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.
Внимательный читатель тут же скажет, что холодные свечи хуже очищаются. Это верно, но газ горит значительно «чище» бензина. К тому же холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, то есть те места, где обычно нарастают отложения, своей температуры по сравнению с обычной свечой практически не снижают.
Место | Свечи | Описание | Плюсы-минусы |
1 | Denso IW20 Победитель по всем статьям, который заодно на корпус обошел серебряного приизера по привлекательности цены. Абсолютный рекордсмен в миниатюризации центрального электрода - всего 0,4 мм. Эффект сразу виден. Стабильный интенсивный разряд одинаково хорошо разгоняет и бензиновое и газовое пламя. А благодаря тугоплавкости электродов свечи и сам мотор переживут. | + Лучшие по всем параметрам – Дороговато Цена комплекта: ~2700 руб | |
2 | NGK LPG Laserline N2 Самые дорогие в нашей экспертизе. Иридий на центральном электроде, платиновая нашлепка на боковом - драгметаллы стоят денег. Проявляются преимущества новых технологий - свечи экономичны, экологичны, добавляют мощности, причем и на бензине и на газе. | + Высокие технико-экономические и экологические показатели, оценочно - высокий ресурс. – Цена, однако... Цена комплекта: ~3300 руб | |
3 | Bosch Platinum WR7DP Свечи самой оригинальной конструкции. Центральный электрод, тоненький-тоненький, полностью утоплен в изолятор. В остальном - классический Бош с его тремя полосками на керамике изолятора. Битопливно, солидно, надежно! Лидерам, правда уступают, но зато дешевле их. | + Хорошие свечи за приемлемую цену. – Уступили лидерам в базовых моторных циклах. Цена комплекта: ~2400 руб | |
4 | Brisk LPG LR15YS Silver Свечи с четкой ориентацией на газовые двигатели. Серебряный центральный электрод хотя и уменьшенной толщины, но все же существенно толще, чем у платиновых и иридиевых свечей. Отсюда и результат: лучше, чем у обычных свечей, но не дотягивает до показателей дорогущих лидеров экспертизы. | + Самые дешевые из свечей с электродами из драгметаллов. Сбалансированное соотношение цена/качество. – Сравнительно невысокий экологический эффект. Цена комплекта: ~1200 руб | |
5 | Plazmofor SuperGAZ Украинские свечи самые дешевые, но сделаны аккуратно. На тестах не блистали, однако показали себя не хуже великого BERU. А их газовую ориентацию должны подтвердить длительные ресурсные тесты. Впрочем, если ресурс окажется поменьше, чем у других, не страшно: за такие деньги и поменять не жалко. | + Приличное качество при невысокой цене. – Заметно ухудшаются показатели при усложненных условиях эксплуатации. Цена комплекта: ~500 руб | |
– | BERU Ultra 14R-7DU Свечи выступали как нулевая отметка для сравнения. Прямых рекомендаций для использования на газовом топливе для них нет, но они честно отработали всю программу не хуже многих участников конкурса с четкой "газовой" ориентацией. | Цена комплекта: ~1000 руб | |
А что все-таки будет, если при переводе на газ оставить обычные свечи? Да ничего страшного! Об этом говорит сопоставление обычных свечей BERU и специально «заточенных» под газовое топливо украинских Plazmofor. Но ресурс обычной свечи на «голубом» топливе будет, очевидно, ниже. Впрочем, простая свечка заведомо дешевле иридиево-платиновой экзотики…
Резюме: Используя специальные свечи зажигания для газа (LPG — пропан/бутан и CNG — метан), вы получите: Прирост мощности – до 6%, Экономию топлива – до 7.5%, Существенное улучшение качества сгорания, дающее снижение СО и СН.
Для работы на газовом топливе лучше выбирать тонко-электродные свечи, рекомендованные производителем.
При расходе газа 15 литров и стоимости 15 рублей литр за 40 тысяч км расходы на топливо составят 90000 рублей. Т.о. при 7% экономии на топливе согласно тестам мы получим 6300 рублей экономии!
Калькулятор экономии газа со свечами Denso
При расходе 20 литров это уже 8400 рублей. Т.е. чуть более дорогие специализированные иридиевые свечи (500-600 рублей штука) достаточно быстро окупаются. А уж положительные эмоции от исправно работающего автомобиля и улучшения динамики деньгами не измерить!
Источник:
http://zr.ru
Ну расскажи великий химик ядерщик, я по опыту знаю, на машине простые свечки ходят 40 тыс, иридиевые 110 тыс.
Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.
развод для тех кто физику с химией в школе не учил!
Dobrogo vremeni. U menia nissan stagea2002 goda vipuska. B mashine stoit 3oe pokalenie, i svechi NJK iridium. Skajite pojalusto, kakoi zazor doljen bit u svechei. Mashina ne mojet razognatsia. Ochen tianet. Sposibo za ranee.
Здравствуйте! Пожалуйста звоните техническим специалистам для подробной консультации или записывайтесь на диагностику.
+7 (343) 253-28-88, +7 (963) 275-28-88 (с 10 до 20 в будни, с 10 до 17 в субботу, обед с 14 до 15).
У меня Киа-Соренто 2013гв декабрь. Сколько стоит комлект 4 поколения с балоном в запаску 73л.? Спасибо!
Здравствуйте, Игорь!
Стоимость установки зависит от выбранной марки ГБО и опций.
Вы можете рассчитать примерную стоимость в калькуляторе
https://elitegas.ru/gbo/calculators/gbo-price-calculator/
с баллоном тор 72 литра, мультиклапаном Европа2 и ВЗУ в бампер стоимость примерно от 40000 руб.
Звоните +7 (343) 253-2-888, +7 (963) 275-2-888
(с 10 до 20 в будни, с 10 до 17 в субботу, вс выходной)
записывайтесь на установку
В регионы отправляете набожным платежом( или по предоплате)?
Моя машина мицубиси оутлендер 2.0 2010 год.
Возможна отправка транспортной компанией по предоплате
С уважением, Андрей