Газодизельный КАМАЗ, первый гибрид от «КАМАЗ-мастера»

В ралли-рейде «Золото Кагана», прошедшем еще весной 2014 в Астрахани, участвовал гибридный газодизель – спортивный грузовик КАМАЗ. В ралли-рейдах такая машина участвовала впервые, этот эксперимент – очередной этап в газодизельном проекте «КАМАЗ-мастера». В содружестве с ВТБ и Газпромом он стартовал еще в 2013м году, но тогда на машине использовался пропан-бутан.

газодизель КАМАЗ, грузовик на дизеле и метане

В этом году грузовик работал на метане. В порядке эксперимента в Астрахани экипаж Сергея Куприянова ехал два дня на смешанном топливе, третий – на чистом дизельном.

Владимир Чагин

Владимир Чагин, «царь Дакара», семикратный победитель и абсолютный рекордсмен самого тяжелого ралли в мире, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»:

«Система гибридного КАМАЗа работала безотказно. Мы смогли оценить динамические свойства и экономичность автомобиля. При чистом использовании (без газа) расход на четверть больше. К тому же при смешанном цикле (70% – дизтопливо, 30% – газ) динамические качества были лучше: машина быстрее разгоняется, двигатель стабильнее работает на низких оборотах, меньше дыма. Если говорить о прямой денежной экономии, то она до 15%. Не говоря уже о положительных отзывах экологов».

газодизельный КАМАЗ, гибридный грузовик

Но напрашивается целый ряд вопросов, которые корреспонденты адресовали специалистам конструкторского бюро «КАМАЗ-мастера»:

– Отличается ли сам двигатель газодизельного КАМАЗа от чисто дизельных машин? Пути улучшения характеристик экспериментального грузовика лежат в области доработок автомобиля вообще иликасаются непосредственно мотора и топливной системы? Есть ли в планах экстремальный вариант – использование только газового топлива с коррекцией параметров мотора (степень сжатия, топливная система) под него?

– Двигатель на этом автомобиле абсолютно такой же, как и на других машинах этого поколения – ТМЗ, V-образная «восьмерка». Никаких изменений в него не вносилось, они коснулись только топливного насоса и системы подачи метана. Сейчас в газодизельном режиме подача газа осуществляется постоянно в пропорции 70%/30% дизель/газ. Идеи по дальнейшей доработке лежат в области управления долей газа в топливной смеси в зависимости от оборотов двигателя. Чисто метановый двигатель – не в краткосрочных планах. Может быть, в будущем.

– Каков запас хода при использовании метана и изменилась ли развесовка (и общая масса) автомобиля? Если да, то потребовалась ли перекомпоновка машины?

– Баллоны установлены посередине автомобиля, перекомпоновки других агрегатов не потребовалось. Масса увеличилась на вес четырех баллонов, но дизельного топлива перед стартом теперь можно заливать меньше. Объема газа в баллонах (около 200 л при давлении 200 бар) хватает на обычный спецучасток на гонке.

АНГКС, метановая газовая заправка

– Насколько изменилась процедура заправки и по времени, и по логистике (приходится ли иначе подходить к планированию заправок)? Где заправляется машина (речь о метане, прежде всего, ведь он легче воздуха, запас хода, по идее, меньше, а заправочные станции реже)?

– Машины на гонке заправляются в любом случае каждый день, но логистика, конечно, изменилась. Метановые заправки у нас пока не на каждом шагу. Но этот проект и задумывался не потому что так удобнее, а для того чтобы доказать, что это возможно. Если использование метана даже в таких экстремальных условиях, как мы имеем в ралли-рейдах, дает положительный эффект по техническим характеристикам, экономичности и безопасности, значит и для гражданского транспорта это хороший наглядный пример.

– Потребовалась ли специальная подготовка для спортивных условий газобаллонного оборудования?

– В спорте масса автомобиля критична, поэтому мы используем самые легкие металлокомпозитные баллоны из имеющихся на рынке. Никакой специальной доработки газового оборудования не проводилось.

газодизельный КАМАЗ, гибридный грузовик

– Есть ли другие газодизельные спортивные машины в схожих классах? Иными словами, какова степень «проторенности» этого пути, как технической, так и регламентной?

– В Германии и в Италии существуют отдельные Кубки метановых автомобилей в кольцевых гонках, например Volkswagen Scirocco R-Cup. Это один из маркетинговых инструментов продвижения серийных автомобилей на метане. Так что первопроходцами в автоспорте мы не стали, но о подобных грузовиках в ралли-рейдах мы сами пока не знаем. Но надеемся, что наш пример будет заразителен!

Источник:
http://www.monsterauto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *