Одним ясным днем на польской трассе S5 нельзя было не заметить ярко раскрашенный минивэн, проехавший по одному и тому же участку несколько раз. Проходил тест-драйв автомобиля Volkswagen Crafter, работающего на смеси дизеля и газа пропана с установленной газовой системой STAG Diesel. Главной задачей было замерить расход топлива и посчитать экономию.
Испытуемый автомобиль это заднеприводный Volkswagen Crafter 2012 года, с двухлитровым двигателем TDI мощностью 109 л.с. В его низкопольном и длинном кузове – 6 мест, большой багажник, 6-скоростная ручная КПП. Специалисты компании AC установили на него газовое оборудование STAG Diesel, так что он стал битопливным и к настоящему времени на газе и дизеле он проехал почти 125.000 км.
Для тест-драйва я выбрал скоростной участок трассы, где можно ехать спокойно, чтобы соблюсти повторяемость условий в многократных поездках. Длина участка составила 124 км, большая часть проходилась на круиз-контроле при скорости 120 км/ч, среднее затрачиваемое время 70-75 минут.
Идея была каждый раз дозаправляться до конца и сверять значения по бортовому компьютеру. Надо заметить, что при переходе на газ мы получаем расход, типичный скорее для экономичного городского автомобиля, а не малотоннажного минивэна. Что касается результатов, вывод был очевиден сразу: поездка в газодизельном режиме дешевле поездки на дизеле, чтобы это понять, достаточно 124 км. Дорожные условия? Я начал в 10 утра, когда трасса заполнена грузовиками и фургонами, перед перекрестками они обычно сбавляли скорость до 90 км/ч. Добавлю, что ветра особо не было, термометр показывал 2 градуса цельсия, а сам минивэн, по крайней мере как указано в документах, весил 2.3 тонны.
Результаты первого заезда оказались совершенно другими, чем это предполагалось. У газовой заправки не было нормальной отсечки и вместо этого она постепенно снижала подачу газа, поэтому вроде как заправилось больше, чем надо. Такая особенность могла отрицательно сказаться на достоверности общих результатов и поэтому решено было 1й заезд списать на ознакомление с дорогой. После дозаправки было понятно, что расход составил 7 литров дизеля и 8 литров газа. Я решил, что это видимо из-за особенности газовой заправки.
Однако точные результаты второго заезда подтвердили то, что в газодизельной смеси доля пропана составляет более половины. Откатав весь маршрут, я вернулся к той же заправке и заправился снова до полной. Расход составил
– 7.33 литра дизеля на сумму 34.6 злотых, 4.72 зл/литр (508.9 руб*, 69.43 руб/литр)
– 7.63 литра газа на сумму 16.94 злотых, 2.22 зл/литр (249.18 руб, 32.65 руб/литр)
– 51.54 злотых (758.08 руб) на 124 км
* По курсу на 02.05.2017, 1 зл = 14.71 руб
Т.о. на 100 км потрачено 41.56 злотых (611.34 руб), расход дизеля 5.91 л/100 км, а газа 6.15 л/100 км.
Самое интересное, что несмотря на присутствие газа, бортовой компьютер обратывал все как обычно, после 2го раза он показал средний расход равным 5.2 л/100 км.
Третий раз маршрут был пройден на одном только дизеле, полностью исключая газ. Условия вождения были примерно одинаковыми, но было замечено, что для разгона педаль газа стала нажиматься значительно труднее. Итого на 124 км ушло 12.83 литров дизтоплива за 60.56 злотых (890.83 руб). В расчете на 100 км это 48.84 злотых (718.43 руб), расход 10.35 л/100 км, а бортовой компьютер показывал средний расход 9.9 л/100 км.
В среднем езда на одном дизеле вышла на 17.5% дороже чем с газом. Однако к примеру при пробеге в 15000 км/месяц ежемесячная экономия составит 1100 злотых (~16181 руб), и вся установка окупится за полгода.
Вообще не стоит ограничиваться одной только экономией. Интересный вопрос – влияет ли газовая установка на управляемость и комфорт вождения. И здесь нас ждет сюрприз – на газу машина едет гораздо лучше. До установки газа на дизельном Крафтере были пройдены большие расстояния и здесь действительно есть с чем сравнивать. Честно сказать, Volkswagen Crafter 2.0 TDI – не очень-то резвый автомобиль. Динамики вроде достаточно, но желание разогнаться на федеральной трассе или ехать быстрее на автобане как правило остается только желанием. Но когда мы включаем этот “газовый бустер” под капотом, двигатель становится другим, словно оживает. Если на газе на определенных участках трассы машина разгоняется легко, то на дизеле это было проблематично даже при нажатой педали в пол. В компании AC замерили мощность Фольксвагена с установкой STAG Diesel на стенде и тот показал увеличение до 143 л.с. для газодизеля, в то время как один дизель выдал только 113 л.с.
Хотя конечно есть свои минусы. Надо помнить, что газодизель хорошо работает на длинных расстояниях где скорость большей частью является фиксированной. Например пассажирские перевозки из Польши в Нидерланды. Для городский езды такая установка менее привлекательна, т.к. газа на малых оборотах впрыскивается также мало. В дополнение, в некоторых условиях газовая установка вообще отключается для сохранности двигателя. Например такое случается в момент сгорания сажи, когда температура сгорания очень высокая, и к дизельному топливу нельзя добавлять газ. Такое было по опыту после того как я за день проехал более 550 км, и большая часть пришлась на город (Познань). Тогда работа на газу длилась не более нескольких секунд, затем подача прекращалась.
Надо заметить, плавающих оборотов или других притч, связанных с газом, бытующих в народе еще несколько лет назад, я не заметил. Пахнет газом только после заправки, потом он полностью улетучивается. Переключение на газ осуществляется с помощью кнопки, на ней же отображается примерный уровень газа в баллоне. В газовый баллон объемом 80 литров заправляется до 65 литров газа. Газовое заправочное устройство расположено рядом с дизельным, заправка осуществляется через специальный адаптер.
Конечно, приходится дополнительно возить газовый баллон и газ в нем, это 100 кг веса и вам еще нужен дополнительный чехол под запаску и она будет болтаться в багажнике. Другой момент это гарантия автопроизводителя в случае нового автомобиля: у всех отношение разное, но как правило срок гарантии уменьшается.
Как это работает? Я не специалист в газовом оборудовании, поэтому приведу выдержки от компании AC:
Газодизельная установка STAG Diesel работает по следующему принципу – во впускной тракт двигателя подается малая доза пропана. Благодаря высокому коэффициенту избытка воздуха в дизельном двигателе газ может сгорать эффективно. Дополнительное преимущество состоит в том, что газ в цилиндр подается вместе с воздухом, и вместе с дизельным топливом они формируют более однородную топливную смесь. В результате эта смесь в дизельном двигателе сгорает полностью, тем самым увеличивая КПД, а следовательно мощность и крутящий момент. Сажевые частицы сгорают лучше и в выхлопе меньше дыма.
Многие интересуются, из какого оборудования состоит газовая система. Это ЭБУ (электронный блок управления) STAG Diesel, редуктор-испаритель, датчик давления и температуры, фильтр жидкой фазы и фильтр газовой фазы, электромагнитный клапан, газовые форсунки, заправочный клапан, датчик температуры выхлопных газов, датчик детонации и лямбда-зонд.
Итог: немногие из технических решений могут похвастаться снижением стоимости эксплуатации, при этом увеличивая мощность. Как показывает серия тест-драйвов, STAG Diesel дает это уникальное сочетание. Так что если кто-то рассматривает установку газа на дизельные машины для езды по трассам на большие расстояния, то он может ожидать весьма привлекательных результатов. Но имейте ввиду эти лишние 100 кг к массе и возможность снятия с гарантии автопроизводителя.
Автор: Filip (40ton.net)
Перевод с польского: Элитгаз
Источник:
http://40ton.net
Довольно интересные подсчеты. Автору спасибо.