Перспективы США: перевод грузового транспорта на природный газ

Чад Портер собирается прокатиться на своем 18-колесном грузовике по шоссе, которое пересекает канадские Скалистые горы. Казалось бы ничего необычного, но топливом для его грузовика является замороженный природный газ. У главного операционного директора нефтяной компании Ferus таких машин две. Он считает, что переход с дизеля на природный газ может снизить стоимость топлива на 22 процента — примерно 1 доллар за галлон.

Так как стационарных газозаправочных станций сейчас нет, в компании пользуются мобильными танкерами, которые стоят около 100,000 долларов за штуку. Теперь за развитие этого перспективного проекта взялась голландская Shell.

Сейчас компания планирует вложить 250 миллионов долларов в завод по производству сжатого природного газа (СПГ) и развитие сети АЗС. Это крупнейший эксперимент по при принятию замороженного газа в качестве транспортного топлива. Кроме Shell в проекте будет участвовать инвестор-миллиардер Т. Бун Пикенс. Переключение двигателей для работы на СПГ становится экономически выгодным, так как избыток сланцевых ресурсов в Северной Америке сделал газ значительно дешевле нефти, если сравнивать их по топливной калорийности (возьмем средние показатели за последние полгода: 2,5 доллара за 1000000 БТЕ у газа, и 17 долларов за 1000000 БТЕ у нефти, выходит в Америке газ стоит дешевле нефти в 7 раз).

«СПГ имеет большой потенциал в качестве моторного топлива. При нынешних темпах потребления в Америке начинается век поставок газа. И скорее всего газ займет часть рынка автомобильного топлива.»

— заявил Марк Уильямс, директор компании Shell по развитию.

Специальные технологии

Но использование сжиженного природного газа на транспортных средствах имеет свои недостатки. Например, чтобы не допустить испарения топлива, необходимо держать газ на АЗС при температуре минус 162 градуса по Цельсию. Тоже требование предъявляется и к автомобилям, поэтому наиболее вероятно использование этой технологии в большегрузных автомобилях с большими баками. По данным Ассоциации американских Автоперевозок, дальнобойщики потратили на топливо в прошлом году 135 миллиардов долларов.

Для проекта Shell выбрала автозаправочную компанию Flying J, которая предоставляет дальнобойщикам СПГ-услуги в канадской провинции Альберта (общая длина дорог, охватываемых компанией превышает 1600 км). Сейчас стоимость полной заправки 15-тонного грузовика составляет 550 долларов.

Преимущества газа

«Так же мы видим перспективы развития этой технологии в других странах»,- заявил Хосе- Альберто Лима — вице-президент Shell по производству СПГ и реализации газа в Южной Америке. Он отметил, что Shell не ожидает серьезных колебаний цен на газ в ближайшее время.

Использование газа имеет преимущество перед традиционными видами топлива. Октановое число природного газа — 105. При использовании природного газа в двигателе снижается образование СО2 (на четверть), твердых частиц и диоксида серы, вызывающих износ цилиндров. Двигатели, работающие на газу по статистике ремонтируются в 1.5 — 2 раза реже (данные канадского Van Horne Institute). А самое главное, что использование газа позволяет американской экономике сократить импорт нефти.

В идеале в Shell планируют перевести на СПГ-технологии поезда, корабли и горнодобывающую промышленность. В интересах компании развитие этого бизнеса не только в США — Европа, Китай, Австралия и страны Латинской Америки также считаются перспективными. На данный момент доля газа от общего производства компании превышает 50 процентов, хотя еще недавно основным продуктом была нефть.

Топливо будущего

«Газ — это топливо будущего»,- заявил на встрече с акционерами главный исполнительный директор Shell Питер Возер. В конце 2010 года по данным BP, компания производила 40 000 млрд. куб. футов газа в год в Северной Америке — 12 процентов от общей добычи на континенте.

По проекту Green Corridor компания Shell будет производить в Канаде 300 000 тонн СПГ в год. Завод по сжижению газа откроется в следующем году.

При производстве криогенных топливных баков Shell сотрудничает с Westport Innovations. В настоящее время баки подходят для грузовиков с 15-литровыми бензиновыми двигателями.

Компрированный природный газ

Второй канадский производитель газовых двигателей Cummins Westport, делает баки для двигателей объемом 8.9 литра.

Компрированный природный газ используется для транспорта легкой и средней грузоподъемности, таких, как автобусы и мусоровозы. Сжиженный природный газ, который получают с помощью охлаждения газа, предлагается в качестве топлива для большегрузных автомобилей.

Компрированный природный газ (хранится при температуре окружающей среды, требует баков с более толстыми стенками, чтобы удержать давление) дает меньше энергии на единицу объема. Поэтому именно сжиженный природный газ используется для грузовиков — им можно заправиться на большее расстояние.

«Дилеры получают множество запросов от клиентов, желающих узнать подробности о СПГ — транспорте «,- говорит Кара Вест — представитель Paccar Inc, которая разрабатывает и производит грузовики под марками Kenworth, Peterbilt и DAF.

Доля рынка

В настоящее время Paccar оснащает некоторые модели Kenworth и Peterbilt двигателями, работающими на сжиженном природном газе. Основываясь на данных производителей, правительство Штата Вашингтон ожидает, что доля газовых грузовиков на рынка Северной Америки вырастет с текущих 6 до 20 процентов в течение ближайших нескольких лет.

В январе 2012 президент США Барак Обама заявил, что налоговые льготы для грузовиков, работающих на природном газе помогут сократить зависимость страны от импорта нефти. «Оказывается, мы являемся «Саудовской Аравией» природного газа»,- сказал Обама. Недавно в Конгрессе США был принят ряд законов, позволяющих расширить использование газа в качестве топлива.

Открывающиеся возможности

«У США есть возможность уменьшить импорт нефти на 10 млн. баррелей в сутки, если перевести часть транспорта на газ»,- сказал аналитик Nomura Holdings Theepan Jothilingam. «На данном этапе правительство США должно предоставить налоговые льготы для развития и внедрения этой технологии.»

Инвестор-миллиардер Пикенс пролоббировал стимулы для более широкого использования природного газа в качестве моторного топлива для замены импортной нефти. Пикенс является крупнейшим акционером предприятий, связанных с развитием экологически чистых видов топлива.

«Экономически выгоден перевод 30 процентов американского грузового транспорта. Ключевым вопросом здесь является уменьшение выбросов выхлопных газов»

— сказал Джеймс Бернс — генеральный директор компании Shell по транспорту, работающему на СПГ.

Источник:
http://www.pro-gas.org/2012/05/perspektivi-slancevyj-gaz.html
(материал от 24 мая 2012)

Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *