«Роснефть» готова потратить на газомоторную революцию Владимира Путина (к 2020 году города-миллионники должны перевести на газ половину общественного и коммунального транспорта) 60 млрд руб. Компания намерена построить 1 тыс. заправок — сейчас их в России чуть более 200. Правда, деньги будут выделены, только если власти предоставят доступ к газотранспортной системе, уточнил РБК daily глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Газомоторная революция была инициирована Владимиром Путиным еще в бытность премьером. На раскачку ушло больше года — постановление правительства о развитии альтернативных видов топлива, в том числе газового, было подписано Дмитрием Медведевым только 14 мая 2013. Если такими же темпами будет разрабатываться нормативная база, процесс сильно затянется, высказал сегодня на совещании в Сочи свои опасения президент и попросил правительство ускориться.
Россия, где сосредоточена пятая часть мировых запасов природного газа, занимает лишь 20-е место по его использованию в качестве моторного топлива. И это нерационально, считают в Кремле. В мире (80 стран) на природном газе ездит 17 млн единиц автотранспорта, доля России — всего 103 тыс. авто, привел статистику министр энергетики Александр Новак. При этом метан (КПГ) в два-три раза дешевле бензина, смесь пропана и бутанов (СУГ) — в полтора-два раза дешевле. Переход на газ не только сократит расходы местных бюджетов, но и замедлит инфляцию. Ведь стоимость топлива — один из основных двигателей роста цен. Путин обратил внимание и на экологию: переход на газомоторное топливо снизит выбросы в атмосферу как минимум в два-три раза (сейчас ежегодно в воздух выбрасывается 14 млн т вредных веществ).
Газомоторную революцию сдерживают три фактора: отсутствие сети заправок, сервисных центров и недоверие общественности. Лидеры нефтегазового рынка уже готовы строить АЗС, информировал Александр Новак. «Газпром» только в этом году намерен построить 17 заправок (еще 23 на этапе выбора участков), потратив на это 1 млрд руб. А «Роснефть» планирует вложить 60 млрд руб. в строительство 1 тыс. заправок.
Компании интересен рынок, потому что у «Роснефти» собственный газ и самая разветвленная сеть заправок, которую можно дооборудовать, рассказал после совещания Игорь Сечин. Даже если газомоторный транспорт заместит 30% бензинового и дизельного, годовой объем потребления составит примерно 70 млрд куб. м. «Но нам требуется комплексная поддержка, в частности доступ к газотранспортной системе и стимулирующие меры, только после этого мы готовы корректировать программу», — уточнил РБК daily г-н Сечин. По его словам, Путин принципиально согласен.
Среди мировых лидеров по использованию газа в качестве топлива — развивающиеся страны: Индия, Аргентина и Пакистан. В развитых странах бум только начинается. Но и там накоплен богатый опыт господдержки отрасли. В крупных населенных пунктах и природоохранных зонах действует запрет на въезд авто на дизельном топливе. Производители транспорта на природном газе имеют преимущественное право на получение муниципальных заказов. Таможенные пошлины на ввоз необходимого оборудования обнулены. Запрет на въезд в город по выходным или праздникам на газовые авто не распространяется. В результате в странах-лидерах уже по 2—3 млн авто на природном газе.
В России все участники рынка в принципе готовы к рывку, доложил Александр Новак. Нужны лишь скоординированные действия и хорошая нормативная база. Пока в России СПГ вообще не входит в перечень разрешенного моторного топлива, требования к соответствующим заправкам излишне жестки, льготы для них не предусмотрены.
Министр энергетики предложил помимо стимулирующих мер установить целевые показатели к 2020—2030 годам. Количество авто на природном газе в России должно вырасти в 25 раз к 2020 году, а газозаправочная инфраструктура — в 17 раз. Города-миллионники должны перевести на газ 50% общественного и коммунального транспорта, с населением 300 тыс. — 30%, свыше 100 тыс. — 10%.
Источник:
http://www.rbcdaily.ru/economy/562949986943826