Как отметил на пресс-конференции 13 марта руководитель транспортного ведомства Александр Воробьев, к 2020 году половина автобусного парка Санкт-Петербурга (а это 800 автобусов) должна будет переведена на газомоторное топливо. Уже активно эксплуатируются 45 машин типа ЛИАЗ с газобаллонным оборудованием (производство Группы ГАЗ компании “Русские автобусы”), показывая положительные результаты по улучшению экологии и экономии горючего. Они были закуплены “Пассажиравтотрансом” и курсируют, заправляясь метаном на единственной пока заправке “Газпромнефти” на Пулковском шоссе.
Автобус на газомоторном топливе в Санкт-Петербурге
На газ должен перейти в том числе и транспорт коммерческих перевозчиков, т.к. они обязаны участвовать в этой программе. Автобусы, работающие на газовом топливе, стоят на 15% дороже обычных, в среднем около 12,5 млн рублей за одну машину. Коммерческие компании не готовы на такие расходы, тем более что никакие субсидии из бюджета им не выделяются. Переходить на газ коммерческие перевозчики не намерены, пока у них не будет подтвержденного объема заказов (в 2015 году договоры большинства перевозчиков с городом истекают, из-за этого бизнесмены опасаются инвестировать в закупку газовых автобусов, т.к. у них нет уверенности, что новые машины удастся использовать и вывести на самоокупаемость в столь сжатые сроки).
Коммерческие перевозчики также ссылаются на неразвитую инфраструктуру. Пока автобус едет до единственной заправки на Пулковском шоссе и обратно на свой маршрут, он тратит почти все сэкономленное топливо. Но в Петербурге дизельных заправок также мало, но есть десятки заправок, где есть пропан-бутан (LPG). Тем не менее, чиновники пока опираются именно на метан, где монополистом выступает “Газпромнефть” со своей единственной заправкой на Пулковском шоссе.
Метановые машины на заправке КПГ на Пулковском шоссе, Санкт-Петербург
При составлении договоров с частными транспортными компаниями, обслуживающих коммерческие маршруты, а также при проведении конкурсов в 2015 году отраслевой комитет отдаст предпочтение технике, оборудованной газовыми двигателями с “чистым” топливом. Скорее всего, среди условий конкурса среди частных перевозчиков будет наличие в их парке 8-9 автобусов на газомоторном топливе. С победителем заключат контракт до 2020 года. Однако многие перевозчики заявляли, что заинтересованы в более долгосрочных контрактах, иначе они не смогут планировать долгосрочные инвестиции.
В Петербурге действует 142 маршрута «Пассажиравтотранса» и 254 социальных маршрутов у частных перевозчиков. Частные перевозчики на коммерческих маршрутах работают в 311 направлениях.
Основным плюсом метана (компримированный природный газ, КПГ, CNG) считается экологичность и экономичность. Правда, что касается экономичности, она обусловлена законом. Метан – единственное топливо, цена на которое регулируется российским законодательством, и не может составлять более 50% от цен на привычный бензин.
Уже разработана адресная программа строительства газомоторной инфраструктуры – метановых заправок “Газпромнефти”. Наряду с появлением сети метановых заправок, на улицы города выйдет коммунальная техника, работающая на природном газе. Новые метановые мусоровозы уже поступили в компанию “Спецтранс”. К концу 2014 года ожидается поступление до 80 таких машин. Кроме того, ожидается перевод на сжиженный природный газ самосвалов, машин скорой помощи и другой коммунальной техники.
Источники:
http://itar-tass.com/spb-news/1043226
http://www.dp.ru/a/2014/03/13/Marshrutki_perevodjat_na_gaz/