В 2020 году количество автомобилей на газе в России выросло до 370,000. Экономия делает эксплуатацию автомобиля на газе более привлекательной. Выгода является главной причиной перехода на газ частных автовладельцев и компаний.
После принятия решения об установке ГБО нужно решить, какой газ выбрать – пропан или метан? Эта статья поможет сделать выбор.
Чем пропан отличается от метана
Пропан – это сжиженный нефтяной газ без цвета и запаха, продукт переработки нефти. Используется в жидком состоянии в металлических баллонах под давлением. Рабочее давление 4-8 атмосфер в зависимости от сезона: летом давление больше, зимой меньше. Максимальное рабочее давление – 16 атмосфер.
Объем измеряется в литрах. Баллоны с пропаном заправляются до 80%, чтобы оставалось место для теплового расширения газа. Например, в 100-литровый баллон можно заправить около 80 литров пропана.
Метан – это природный газ без цвета и запаха. Он легче воздуха и чище по составу, чем пропан, практически не требует фильтрации. В баллонах он находится в сжатом газообразном состоянии. Рабочее давление 200 атмосфер, что требует более сложного, более надежного и дорогостоящего оборудования для установки на автомобиль.
Объем измеряется в кубометрах. Чтобы вместить 1 кубометр метана, в среднем нужно 4,2 литра баллонного пространства в гидравлическом эквиваленте. В 100-литровой баллон вмещает около 22-23 м3.
Безопасность пропана и метана
Среди моторного топлива самый высокий класс пожарной безопасности 4 – у метана. У пропан-бутана класс 2 (чем меньше, тем опасней), у бензина 3. Метан легче воздуха, поэтому быстро улетучивается. Взрывоопасная концентрация пропана в воздухе составляет 2-9% от объема.
На пропановые баллоны в обязательном порядке согласно Правилам ЕЭК ООН №67(01) ставится мультиклапан безопасности со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами, отвечающий за прекращение подачи газа при неработающем двигателе.
Тороидальный баллон пропан под днищем Лады Ларгус
На метановые баллоны согласно Правилам ЕЭК ООН №110 ставится вентиль безопасности с клапанами сброса давления. В состав любого газа включает одорант, для индикации его утечки, в случае появления в салоне запаха газа необходимо переключиться на бензин и ехать на диагностику в ГБО-сервис.
Баллон метан в багажнике Лады Ларгус
Газовые заправки
В России функционируют порядка 2000 пропановых заправок и около 500 метановых. Пропан более распространенный газ, и заправки с ним есть практически в любом направлении. Наличие метановых заправок в вашем регионе можно посмотреть на специальной карте АГНКС.
Стоимость установки ГБО и топлива
Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.
Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
*Данные по бензину на март 2019 предоставлены: Передовые Платежные Решения. Розничные цены на топливо рассчитаны по методологии РЭШ.
Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.
Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону (343) 253-28-88.
Расход топлива и запас хода
Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.
Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.
При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.
Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.
Так метан или пропан?
Исходя из расчетов очевидно, что метан гораздо выгоднее, хотя и имеет не такую развитую инфраструктуру заправок.
Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, – это наличие заправок в вашем регионе. Если ваш маршрут часто проходит мимо АГНКС или газовая заправка находится близко, то метан – отличный выбор.
Если же заправка метана не по пути, то рассмотрите установку пропана. Это тоже хороший выбор, который дает экономию в 2 раза относительно бензина.
© Элитгаз
24р.46коп.
20.09.22г. цена на метан стала 24 руб. это уже третье повышение за 2022 год, резкое повышение пошло после того как Газпром перестал быть монополистом и появился “конкурент”-“Газпром газомоторное топливо”.
На сегодня стоимость метана -23,16руб ,пропана-22,00 руб(у нас трудная доставка) обычная цена около 16 руб и это в ХМАО-Югре. Летом цена на метан выросла примерно на 3,25 руб.(2,50+25+50 накидывали в течении 3 месяцев)до конца года думаю еще пару руб.накинут. Цена на бензин упала на 3 руб до 46 руб на 92-й.. Таким образом если Вы проезжаете в день менее 100 км установка ГБО на пропане и установка ГБО на метане в любом случае учитывая ценовую политику считаю нецелесообразным.
У меня Рено Дастер, стоят оба оборудования, баллон пропановый вместо запасного колеса, метановый баллон – в багажнике. Цены на газ изменились, теперь стараюсь ездить на пропане – 13,80 за литр в в Татарстане, Набережные Челны. Метан почти 22р. За куб
поставил метан и сильно пожалел. 1 очень дорогое оборудование 2 места в багажнике не осталось 3 баллон очень тяжёлый как будто в багажнике сидит человек 4 малый запас хода 5 Машина по сравнению с пропаном вообще не тянет 6 метан очень дорогой 1 кубометр 19.90 ( почти 20 рублей) при учёте того что 1 литр пропана 22 рубля . получается что на 10 км по городу тратится 1 куб метана когда на те же 10 км по городу тратилось 0.8 литра пропана . получается что метан дороже чем пропан. Итог нужно возвращаться на пропан!!! ни одного плюса у метана нет, только экология ! стоит ли экология таких жертв решать вам
Николай, спасибо за ваше мнение!
Замануха от наших правителей, всех пересаживают на метан. Когда начинал ездить в 2013 на метане он стоил 11р и была пустая заправка, а сейчас он 20р и очередь на АЗС, приходится ждать…. Проще сейчас установить пропан….
Костя, цены постоянно растут абсолютно на все виды топлива. Выбирайте что вам выгоднее и удобнее – пропан или метан. Для метана была программа, что к концу 2020 года 50% муниципального транспорта должно было ездить на метане. Однако наше правительство не всегда последовательно в своих начинаниях: программу перестали лоббировать и о ней быстро забыли.
И зачем мне 158 раз заезжать на метановую заправку если можно один раз заправиться пропаном и проехать 1000 км
Забрать у авто 100л объема чтобы получить в 2.5 раза меньший запас хода, так себе решение, особенно при отсутствии метановых заправок
метан уже стоит как пропан, так что на пропане выгодней