По данным аналитического агентства «Автостат», из 44,9 млн российских автомобилей только около 1,2 млн используют в качестве моторного топлива газ. Из них на природном газе работают только 90 тысяч. Остальные используют сжиженный углеводородный газ (СУГ, LPG). В 2012 – 2013 годах на российском газомоторном рынке произошли значительные перемены. После создания ООО «Газпром газомоторное топливо» (Газтоп) проблема газификации транспорта неоднократно рассматривалась на различных уровнях. В итоге вышли поручение Президента и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 767-р.
Поставлена амбициозная задача к 2020 году перевести на использование природного газа до 50% общественного автомобильного транспорта и дорожно-коммунальных машин в городах с населением более миллиона человек; до 30% – в городах с населением более 300 тысяч человек и до 10% – в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек. По данным переписи 2010 года, сейчас в Российской Федерации 164 города с населением более 100 тысяч жителей. В общей сложности в них проживают 70 миллионов человек – половина страны. Следовательно, должны появиться минимум 150 муниципальных программ перевода транспорта на природный газ.
По материалам информационных агентств и корпоративных служб по связям с общественностью и экспертным оценкам, перспективы российского рынка природного газа для транспорта выглядят следующим образом.
По мнению руководства Газтопа, выполнение намеченной программы метанизации общественного транспорта позволит к 2030 году довести ежегодную экономию затрат на топливо до 89 млрд. руб., в т.ч. 49 млрд рублей в год в пассажирском секторе, 34 млрд. – в грузовом и 6 млрд. рублей на сельскохозяйственной технике.
Согласно планам Минэнерго РФ, использование природного газа в качестве моторного топлива должно было составить в 2013 году 0,5 млрд кубометров. До этой цифры пока дотянуться не удалось. Прогноз реализации газа в следующие годы такова: в 2014 году – 0,7 млрд, в 2015 году – 1 млрд, в 2016 году – 1,5 млрд, в 2017 году – 2 млрд, в 2018 году – 2,5 млрд кубометров.
Наиболее эффективным побудительным мотивом является привлекательная цена КПГ и СПГ. В России розничная цена природного газа для автотранспорта должна быть ограничена пятьюдесятью процентами от средней цены дизельного топлива по региону. Соответствующие документы в правительство РФ уже внесены. На начало 2014 года КПГ стоит примерно в три раза дешевле дизельного топлива.
Для выполнения задачи муниципалитеты уже в ближайшее время должны приобрести минимум 16 тысяч газовых автобусов. Автомобили и тракторы на природном газе планируют поставлять российские и белорусские заводы: КАМАЗ, Группа ГАЗ, Волгабас, Концерн «Тракторные заводы», БЕЛАЗ, МАЗ, а также зарубежные компании, имеющие отделения в России: MAN Truck and Bus Rus, IVECO Russia, Volkswagen Group Rus, Volvo Vostok, Scania Rus, Liebherr Rusland, STORK. Пока не очень ясны намерения компаний Mercedes и Volvo на российском рынке автомобильного метана.
Газозаправочная инфраструктура должна пополниться минимум пятью тысячами постов, включая 3700 для КПГ и 1700 для СПГ. Если приобретение подвижного состава берет на себя государство, то развитием газозаправочной сети займутся негосударственные структуры. О своих намерениях уже заявили Газпром, Роснефть и Сбербанк.
Газпром до 2020 года планирует выделить 241 млрд. рублей на строительство 2000 – 2500 АГНКС. В 2013 – 2014 Газтоп намерен построить и реконструировать 300 АГНКС в 31 регионе. Кроме того, компания предполагает приобрести 26 ПАГЗ. Инвестиционная программа на эти цели составляет 13,8 миллиарда рублей. Еще один миллиард Газтоп получил в рамках программы газификации регионов России на 2013 год.
Газпромнефть декларировала готовность в 2013–2015 годах разместить на 400–500 своих АЗС автомобильные газонаполнительные компрессорные посты (АГНКП) Газтопа.
Роснефть заявила о намерении построить 1000 АГНКС и инвестировать в “газомоторную революцию” в России 60 миллиардов рублей.
Сбербанк готов вложить в развитие российской газозаправочной сети и пропаганду природного газа 20 миллиардов рублей.
Метанизация охватывает не только автомобильный транспорта и сельскохозяйственную технику. Российские железные дороги намерены приобрести 40 газотурбовозов, работающих на СПГ. А Минпромторг России объявил конкурс на “разработку новых технологий использования на летательных аппаратах нетрадиционных авиатоплив, в том числе получаемых из попутного нефтяного газа”. Максимальная цена закупки – 80 млн рублей.
Источник:
http://gazpronin.ru