Газодизельный КАМАЗ примет участие в марафоне Африка Эко Рейс 2015

Гоночная команда «КАМАЗ-Мастер» примет участие в рейде «Африка-Эко-Рейс», который пройдет с 28 декабря по 11 января. За это время гонщики преодолеют 6 тысяч километров: помимо песков пилотов ожидают каменистые плато, грунтовки и даже саванны. В таких условиях новый «КАМАЗ» с комбинированной силовой установкой еще не ездил: грузовик до этого выставлялся только на двух гонках чемпионата России. Выдержит ли нестандартный автомобиль серьезную нагрузку Сахарой, узнаем в «Африке» — марафоне, который перенял у «Дакара» исторический маршрут и честь соревноваться в самой большой пустыне.

газодизельный КАМАЗ

За руль двухтопливного грузовика сядет пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов. Вместе с ним в экипаж войдет его брат Александр и опытный механик Анатолий Танин, до этого выступавший с победителями «Дакара» Чагиным и Кабировым. И если для спонсирующего этот проект «Газпрома» рейд «Африка» останется маркетинговой историей, то для команды «КамАЗ-Мастер» и всех сочувствующих ралли-рейдам предстоящий дебют уникального автомобиля позволит ответить на вполне серьезный вопрос: есть ли будущее у газодизельных грузовиков в марафонских гонках?

Сергей Куприянов

Куприянов рассказал, что по своей сути это тот же обычный гоночный КАМАЗ, на котором до него ездили Дмитрий Сотников и Ильгизар Мардеев. Главное отличие – это расположенные в центральной части кузова четыре баллона с метаном. Вместе с ними в грузовике появилась система трубопроводов, редуктор и специально доработанный топливный насос высокого давления, который уменьшает подачу дизельного топлива во время подключения баллонов. Благодаря добавлению газа мы достигаем более полного сгорания топлива, что приводит к уменьшению дымности.

Слова гонщика подтверждает руководитель «КАМАЗ-Мастера» и семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин:

«Двигатель меньше дымит, особенно на низких оборотах. Это очень важно, так как за последние годы в ралли-рейдах ужесточились требования по максимально допустимому уровню выхлопа. По всему миру идет движение в поддержку чистой окружающей среды, так что применение газа становится очень актуальным. При этом мы не ожидали, что помимо уменьшения дымности получим еще и лучшую динамику мотора. С подключением газа двигатель лучше разгоняется на низких оборотах, у него улучшается приемистость».

Куприянов пояснил, что во время стендовых испытаний были получены интересные результаты — при работе на таком топливе кривая мощности распрямляется, что делает более широким диапазон работы двигателя. На практике это может означать, что газовым грузовиком будет проще управлять в условиях бездорожья: там, где спортсмены на «стандартных» гоночных КАМЗах вынуждены поддерживать высокие обороты, менее опытный пилот может немного расслабиться. Разумеется, никто не стал бы затевать этот эксперимент только ради экологии и удобства пилотажа. С точки зрения пилотов и инженеров главным козырем газодизельного КамАЗа является лучшая динамика разгона и экономия на топливе.

В «Африке» на финише «допов» газовый КАМАЗ будет поджидать передвижной заправщик. По сути, это цистерна на колесах: вечером каждого дня метан из нее будут закачивать в гоночный «КАМАЗ» Куприянова. Для этого даже не потребуется снимать баллоны – метан пойдет через трубку, подсоединить которую можно не вынимая резервуары из кузова. Сами баллоны весят ничтожно мало: произведенные в Польше емкости сделаны из алюминия, чтобы максимально облегчить массу – как известно, в гонках вес имеет первоочередное значение. Часть добавочной массы газовый «КАМАЗ» восполняет уменьшенным запасом дизельного топлива, но остальное приходится компенсировать на трассе.

Примечательно, что метан стал не первым газом, который «добавили» в двигатель гоночного «КАМАЗа». В 2013 году на этапах чемпионата России выступал другой грузовик, в кузове которого лежали два 100-литровых балона с пропаном. За рулем выступал тот же гонщик, однако по маркетинговым соображениям пропановый проект свернули.

«Для нас пропан-бутан – это, скорее, механизм утилизации попутных газов. Вместо этого мы хотим развивать поставку метана конечным потребителям – автовладельцам. С точки зрения эксплуатационных характеристик он более выгоден для водитилей: в пропан-бутане часто попадаются те или иные примеси, тогда как метан чист практически всегда – это один и тот же CH4. Весь гоночный проект для того и затевается, чтобы показать надежность метана как газомоторного топлива».

— поясняет представитель производителя.

Сейчас прошлогодний грузовик с пропановыми баллонами стоит на базе команды и не участвует в гонках. При желании проект можно было бы реанимировать, однако перед коллективом стоят другие цели. После финиша в «Африке» «КАМАЗ-Мастер» попробует адаптировать газовые технологии под требования «Дакара». Дело в том, что на старт самого знаменитого ралли-рейда планеты метановый грузовик не выйдет при всем желании: газовая часть «КАМАЗа» интегрирована с российским мотором ТМЗ, характеристики которого не вписываются в действующие правила. Технический регламент запрещает использовать двигатели рабочим объемом больше 16 с половиной литров, тогда как объем ТМЗ превышает 18 литров. Требования «Африки» несколько мягче, что позволяет выставлять грузовики с устаревшими силовыми установками – именно поэтому вместе с Куприяновым на старт марафона в Сахаре выйдет «КАМАЗ» Антона Шибалова, также оснащенный двигателем Тутаевского моторного завода.

Сергей Куприянов рассказывает о том, почему именно так обстоят дела:

«Для команды это более понятная и отработанная технология. Практически одновременно с запуском газового проекта команда начала осваивать 16,2-литровые двигатели Liebherr, которыми теперь оснащаются грузовики для «Дакара». Параллельно привыкать к незнакомому агрегату и переводить его на газ было бы неоправданно сложно».

В настоящее время метановый «КАМАЗ» существует в единственном экземпляре. На вопрос о шансах грузовика на победу в команде отвечают уклончиво: вроде бы, техническая начинка позволяет претендовать на высокие результаты, но неопытность пилота по сравнению с прямыми конкурентами может нивелировать это преимущество. В результате фаворитом «Африки»-2015 считается Антон Шибалов на давно проверенном дизельном «КАМАЗе».

Источник:
http://www.autonews.ru

Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *